Лингвистические и комплексные психолого-лингвистические экспертизы
- Лингвистические экспертизы
- Комплексные психолого-лингвистические экспертизы
- Особенности подготовки материалов
Лингвистические экспертизы
Объектами судебной лингвистической экспертизы являются продукты речевой деятельности: от отдельного слова до целого текста или группы текстов, зафиксированные в устной или письменной форме. Текст может содержаться в различных вещественных доказательствах: листовках, плакатах, обращениях, стикерах, статьях и заметках в СМИ, книгах, брошюрах, информационных бюллетенях, на сайтах в Интернете, аудио- и видеозаписях и т.п.
Лингвистическая экспертиза может быть связана со следующими областями судебной практики: дела о клевете, оскорблении, дела о защите чести, достоинства и деловой репутации, угрозе, разжигании межнациональной и религиозной вражды, дела о спорах по имущественным и документационным вопросам (договора, товарные знаки и т.п.), дела о пропаганде наркотических веществ, вымогательстве, мошенничестве и др.
Следует обращать внимание, что к компетенции экспертов не относятся вопросы правового характера. Вопросы могут быть отобраны (то есть могут использоваться не все указанные вопросы), дополнены и скорректированы исходя из обстоятельств дела и особенностей представленного на исследование материала.
I. Типовые вопросы, которые могут быть поставлены на разрешение лингвистической экспертизы
- Какая информация содержится в представленных материалах?
- Каково значение (смысл) следующего слова (фразы, предложения, фрагмента) в данном контексте?
- О ком идет речь в данном предложении (фрагменте)?
- Искажает ли смысл следующего высказывания «...» пересказ этого высказывания, содержащийся в следующем фрагменте спорного текста «...», или смысл исходного высказывания при передаче передан адекватно?
1. По спорным текстам в связи с делами о защите чести, достоинства и деловой репутации
- Содержатся ли в представленных материалах негативные сведения о «…» (ФИО), его деятельности и о его личных деловых и моральных качествах? В каких конкретно высказываниях (отрывках) содержатся эти сведения?
- Если в выявленных высказываниях (отрывках) имеются негативные сведения о «…» (ФИО), то в какой форме они выражены: утверждения, оценочного суждения, мнения, предположения, вопроса?
(ВАРИАНТ:
- В каких фрагментах статьи «…» содержится негативная информация о физическом или юридическом лице/общественной организации/фирме/учреждении «…»?
- В какой форме она выражена: утверждение, оценочное суждение, мнение, предположение, вопрос?)
2. По спорным текстам в связи с делами по обвинению в клевете
- Содержится ли в представленном тексте негативная информация о деятельности и личных деловых и моральных качествах «...» (ФИО)? В каких конкретно высказываниях (отрывках) содержатся эти сведения?
- Какова форма выражения этой информации: утверждение, мнение, предположение, вопрос, оценочное суждение?
- О каких конкретных фактах, событиях идет речь в выявленных высказываниях, содержащих негативную информацию о «…» (ФИО) и имеющих форму утверждения?
3. По спорным текстам в связи с делами по обвинению в оскорблении
- Содержится ли в словах, фразах «…», высказанных в адрес «...» (ФИО), его негативная оценка?
- Если да, то выражена ли эта негативная оценка в неприличной форме?
При назначении лингвистических экспертиз по оскорблению необходимо в вопросах, поставленных перед экспертом, приводить спорные высказывания дословно. Если выражение содержит нецензурные слова, то не допускается пропуск в них отдельных букв, замена литературными вариантами или выражениями типа «грубая нецензурная брань» и т.п.
II. Комплексные психолого-лингвистические экспертизы
1. Экспертиза собственных наименований (в т.ч. товарных знаков, этикеток, ярлыков и т.п.)
- Является ли данное наименование (товарный знак, этикетка, ярлык и т.п.) сходным с другими рассматриваемыми наименованиями до степени смешения?
- Соответствует ли данное наименование нормам современного русского литературного языка?
- Является ли данное наименование индивидуальным и уникальным?
- Выступает ли в качестве наименования единица, которая используется как общепринятое и общеупотребительное обозначение товаров и услуг данного рода?
2. По спорным материалам в связи с делами,связанными с противодействием экстремизму
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо действиям (в том числе насильственным, дискриминационным) против какой-либо группы, выделенной по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, или против представителей такой группы?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо разрушительным действиям?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки пропаганды идеологии насилия в целях оказания воздействия на решения органов власти?
- Имеется ли демонстрация нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в связи с пропагандой идей фашизма (нацизма)?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки обоснования национального и (или) расового превосходства?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки оправдания идеологии насилия и/или разрушительных действий, совершаемых в целях оказания воздействия на органы власти?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки оправдания практики совершения действий, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, расовой, национальной или религиозной группы?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных) против какой-либо группы, выделенной по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, или против представителей такой группы?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки обвинения автором какого-либо лица в совершении каких-либо противоправных действий?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки угрозы применения насилия?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды, ненависти (розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии?
3. По иным категориям дел (связанным с угрозой, вымогательством, мошенничеством и т.п.)
- Имеются ли в представленном материале признаки побуждения к каким-либо действиям? Если да, то к каким именно?
- Имеются ли в представленном материале признаки угрозы?
- Имеются в представленном материале признаки того, что участники коммуникации намеренно скрывают предмет разговора?
Подготовка материалов для проведения лингвистической и комплексной психолого-лингвистической экспертизы
Для производства лингвистической и комплексной психолого-лингвистической экспертизы должны быть направлены в экспертное учреждение следующие материалы:
- Постановление (определение) о назначении экспертизы с изложением фактических обстоятельств дела и указанием объектов, подлежащих экспертному исследованию. Объект исследования должен быть четко определен лицом, назначающим экспертизу, и четко обозначен для эксперта. Прежде чем направить материалы в экспертное учреждение, следует ознакомиться с содержанием изъятых листовок, газет, книг (прочитать их), просмотреть диски, видеокассеты, прослушать фонограммы. Затем следует выбрать тот объект (статью в газете, журнале; главу в книге; файл №... на диске и т.д.), который подлежит экспертному исследованию.
- Материалы уголовного (гражданского) дела. Для установления наличия/отсутствия в исследуемом тексте представленных материалов того или иного смысла эксперту следует предоставить всю необходимую фактическую информацию о ситуации, составляющей предмет обсуждения в данном тексте, и о той речевой ситуации, которой этот текст был порожден. Это связано с тем, что установить, в каком именно значении использовано слово/словосочетание/предложение, можно, только проанализировав контекст его употребления. Кроме того, слово/словосочетание взаимодействует с контекстом и может в результате такого взаимодействия претерпевать некоторые изменения, например, приобретать или утрачивать отрицательную или положительную коннотацию (дополнительную окраску), менять значение на противоположное и т.п. Поэтому в случае если экспертиза проводится в отношении отдельных слов (фраз) из статьи (книги), необходимо предоставить полностью данную статью (книгу).
- Аудио- и видеозаписи на аудио- или видеоносителях. Если для производства лингвистической и психолого-лингвистической экспертизы поступили материалы, зафиксированные на аудио- или видеоносителях, то в этом случае исследование целесообразно начинать с перевода устной речи в письменную. В постановлении необходимо указать границы исследуемого объекта: «Каково дословное содержание фонограммы, начинающейся со слов «...» и заканчивающейся словами «...», зафиксированной на...?». При возможности наряду с аудио- или видеозаписями необходимо предоставить их письменную расшифровку (в распечатанном и электронном виде).
- Наряду с оригиналами книг, листовок, плакатов, газет и т.п. предоставляются и их копии (желательно в электронном виде).
Консультацию по вопросам возможности производства конкретной экспертизы/проведения конкретного экспертного исследования, ориентировочных сроках - можно получить у руководителей соответствующих экспертных отделов ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России по телефонам, приведенным на странице "Контакты" главного раздела сайта.