Наверх

Психологические исследования.

 

 Объектом исследования является психическая деятельность субъекта в ситуациях, имеющих юридическое значение, а также сама ситуация, зафиксированная в материализованных источниках  информации (документы, описывающие суть дела, жизненный путь человека, его действия, поведение, последствия), документы и материалы, как носители психологической информации (книги, журналы, картинки, товарные знаки, этикетки, компакт-диски, видео-аудио кассеты, плакаты, предметы, символы), а также прочие материальные и нематериальные  источники психологической информации.

Предметом исследования являются особенности психической деятельности, процессов, состояний, индивидуальные свойства психически вменяемых лиц, временные (неболезненные) изменения сознания под влиянием различных факторов, а также всевозможная психологическая информация, находящаяся в любых источниках.

 

 Рекомендуемые вопросы для экспертного решения:


1. Установление психологической совместимости детей с каждым их двух родителей, усыновителей, опекунов при определении места жительства ребенка (детей):

 

  1. Учитывая индивидуально-психологические особенности ребенка, влияют ли на его психоэмоциональное состояние, его психическое развитие, адаптацию индивидуально-психологические особенности родителей (опекунов), их стиль общения, взаимоотношения, если да, то как?
  2. Каково отношение несовершеннолетнего к каждому из родителей (опекунов) и между собой?
  3. Учитывая индивидуально - психологические особенности родителя (опекуна), систему его ценностей, мотивации, присущи ли ему качества, благодаря которым он мог бы обеспечивать полноценное воспитание ребенка?
  4. Учитывая психологические факторы, каким образом должно осуществляться участие родителей (опекунов) в воспитании ребенка?
  5. Имеются ли признаки психологического влияния на ребенка со стороны матери, отца, опекуна, каков характер влияния, мотивационные линии поведения каждой из сторон, психологическая характеристика системы взаимоотношений ребенка с каждым из родителей (опекунов)?

2. Психологические исследования, связанные с признанием сделки недействительной:

  1. Имелись ли у N возрастные и индивидуально-психологические особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, характера, которые могли в существенной степени снизить его способность понимать значение своих действий при составлении сделки (завещания)?
  2. Имелись ли у N черты повышенной внушаемости, подверженности чужому влиянию?
  3. Имеются ли в представленных материалах данные, характеризующие личность N и его отношения с М, которые бы свидетельствовали о том, что он при оформлении сделки (завещания) находился под психологическим давлением, принуждением?
  4. Предполагает ли заболевание N состояние повышенной внушаемости, подверженности внешнему влиянию?
  5. Способен ли был N при наличии имеющихся у него заболеваний отдавать себе отчёт в справедливости своих действий по отношению к другим людям при написании завещания?
  6. Имеются ли у N психологические особенности, существенно снижающие способность правильно воспринимать угрозу обмана при длительном психологическом воздействии в форме заботы, уговоров, внушения?
  7. Какова степень доверчивости N? Какова степень волевой сопротивляемости внушению, психологическому нажиму, запугиванию?
  8. Учитывая психические особенности и состояние N, условия, в которых воспринимались события (длительные уговоры произвести дарение в форме заботы об N и его имуществе), мог ли он правильно воспринимать во времени и критически отнестись к навязываемой опеке (к стремлению М лишить его общения с друзьями, знакомыми, квартирантами), сделать вывод об угрозе своему благополучию?
  9. В каком психическом состоянии находился N в период, непосредственно предшествующий совершению сделки - договора купли-продажи её квартиры, желал ли он совершить эту сделку, понимал ли существо сделки?
  10. Каково было психическое состояние N в момент восприятия сделки, совершаемой у нотариуса, мог ли испытуемый правильно воспринимать сделку?
  11. С учётом психических особенностей N, происходило ли повышение внушаемости в период его общения с М?

 

3. Психологические исследования, связанные с причинением морального вреда:

 

  1. Каковы основные индивидуальные особенности памяти, мышления, воображения, внимания N?
  2. Имеются ли у N психологические особенности, существенно влияющие на способность правильно воспринимать последствия травмы, события?
  3. Имеются ли у N психологические особенности в чертах характера, свойства эмоционально-волевой сферы?
  4. Каково психологическое состояние N в ситуации, составляющей содержание данного дела?
  5. Учитывая психологические особенности N и его психическое состояние, мог ли он правильно понимать значение нанесенной ему физической травмы?
  6. Каковы основные психологические (характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные или иные) особенности N?
  7. Имеются ли у N индивидуально-психологические особенности, а если имеются, то какие, которые могли бы оказать существенное влияние на интенсивность и глубину субъективных переживаний наступившего морального вреда?
  8. В какой мере отразился моральный вред, причиненный N, на основных показателях его психического состояния и деятельности?
  9. В какой мере отразились действия по причинению смерти М на основных показателях психического состояния и деятельности подэкспертных?
  10. Имеются ли у испытуемых индивидуально-психологические особенности, которые могли бы оказать существенное влияние на интенсивность и глубину субъективных переживаний, связанных с причинением смерти М?
  11. Затронута ли иерархия основных жизненных ценностей N, не нанесен ли ей ущерб?
  12. Имеются ли признаки иных неблагоприятных изменений в личности подэкспертного, если имеются, то в чем они выражаются?
  13. Усиливаются ли у подэкспертных нравственные страдания в связи с постоянным контактом с местом гибели М?

 

4. Исследование психологического воздействия на человека:

 

  1. Может ли оказать / оказало ли (конкретное событие, явление, предметы, высказывания и т.д.) психологическое  воздействие (давление, внушение и др., конкретизировать интересующее) на N?
  2. Имеются ли в представленных материалах признаки манипулятивного, суггестивного или иного воздействия на человека?
  3. Если да, то каков механизм и цели данного воздействия?
  4. Может ли информация, содержащаяся в представленных материалах оказывать воздействие, способное ввести человека в состояние не критично оценивать ситуацию, содержание, последствия и т.д.?
  5. Являются представленные образцы (товарных знаков, упаковки товаров и т.п.)  сходными до степени смешения, учитывая восприятие и условия восприятия их человеком?

 

5. Комплексное психолого-лингвистическое исследование речи (текста) на предмет определения признаков порочащих честь, достоинство, деловую репутацию:

 

  1. Содержатся ли в (текстовом сообщении, рекламе, высказываниях и т.д.) иносказания, умолчания, содержащие скрытый смысл и способные умолять честь и достоинство лица (указать конкретное лицо)?  
  2. Какое психологическое воздействие призваны оказать данные материалы (текстовые сообщения, реклама, высказывания и т.д.) ?

 

Материалы, необходимые для проведения исследования


Для того, чтобы более полно и объективно исследовать особенности психологической составляющей текста, речи, сообщения, поведения и т.д. в рамках определенной ситуации могут потребоваться дополнительные материалы, содержащие информацию об интересующем заказчика событии.   При этом, проведении экспертных исследований могут использоваться только те источники информации, которые представляет заказчик (за исключением методических и справочных материалов).

Кроме того, при проведении экспертного исследования в определенных случаях (исследование семейной ситуации, обстоятельств сделки, определение степени переживаний при нанесении морального вреда, оскорблений) необходимо обеспечить возможность беседы эксперта с лицом, в отношении которого проводится исследование, в целях его экспериментально-психологического исследования.

От полноты и достаточности представляемых на исследование материалов зависят: возможность решения в категоричной форме, вопросов, поставленных заказчиком, а также сроки проведения исследования.

Приведенный выше перечень вопросов является примерным и будет уточняться при заключении договора. При этом, заказчику (частному и юридическому лицу) может быть отказано в проведении экспертного исследования в случае, если оно связано с нарушением прав и свобод граждан.

Следует обращать внимание, что к компетенции судебно-психологического экспертного исследования не относятся вопросы правового характера. Эксперт не вправе решать вопросы:
- касающиеся правовой оценки деяния и показания конкретного лица (установление соответствия показаний действительности, фактов виновности/невиновности и вменяемости/невменяемости);
- о констатации морального вреда.

 

Консультацию по вопросам возможности производства конкретной экспертизы/проведения конкретного экспертного исследования, ориентировочных сроках - можно получить у руководителей соответствующих экспертных отделов ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России по телефонам, приведенным на странице "Контакты" главного раздела сайта.

©2011 ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России. Все права защищены.